Главная » Статьи » Другие разработки в сфере спасения |
Высотные здания. Приоритет – безопасность людей Обычные пожарные автолестницы выдвигаются всего на 30 метров и
достают до 9 этажа. Это историческая данность, оставшаяся с тех времен,
когда основной объем строительства приходился на 9-этажные здания.
Сегодня же необходимо приобретение новой техники с длиной лестниц более
50 метров. Такой подъемник на 50 метров есть в пожарной части
Центрального района, но добраться до правобережных окраин по забитым
новосибирским улицам он сможет в случае пожара нескоро… К тому же он
сможет достать только до 16-17 этажей. Значит, высотные здания в
районах, расположенных на значительном расстоянии от площади Ленина,
строить проблематично. Еще один 50-метровый подъемник, по некоторым
данным, находится в пожарной части Ленинского района, в левобережной
части города. Для надежного прикрытия всего города при дальнейшем
развитии высотного строительства требуется еще как минимум два высотных
подъемника.
В Новосибирске в 2005 году был только один пожарный подъемник, рассчитанный максимум на 50 метров, т.е. на 17-й этаж. В 2006 году в Новосибирске из спецтехники в пожарных частях в ежесуточном режиме на дежурстве стояли два высотных коленчатых подъемника, восемь автолестниц, обеспечивающих доступ пожарных на высоту 30 метров, и одна на 50 метров. По данным Главного управления МЧС России по Новосибирской области, в Новосибирске тоже есть так называемые пожароопасные здания, где может повториться владивостокская трагедия, но их сравнительно немного - меньше десяти. В 1998 году первый высотный подъемник прибыл в Новосибирск из Торжка во время автопробега, посвященного 80-летию пожарной охраны. С приобретением такого подъемника стало возможным тушить пожары на 17—18 этажах. Но не выше. Что же Москва, которая задает стандарты для всей России? В Москве самые большие объемы высотного строительства, поэтому мэрия столицы вынуждена уделять внимание проблеме спасения людей из высотных зданий. В 2006 году к московским пожарным должен был поступить подъемник высотой 101 метр. У московских пожарных уже имеются 70 подъемных механизмов, рассчитанных на работу в высотных зданиях, в том числе подъемник высотой 90 метров (около 30 этажей). В целом по России обеспеченность пожарных подъемниками свыше 50 метров составляет, по признанию специалистов управления пожаротушения МЧС, всего 22%. Между тем высотных зданий в регионе проектируется все больше. Город растет вверх. Земля в Новосибирске дорожает, и застройщики в настоящее время закладывают еще несколько домов выше 17 этажей. СНиПы устанавливают пока непреодолимое для строителей ограничение — строительство возможно с только учетом технической оснащенности пожарной охраны средствами спасения людей из высоток. У многих на памяти ужас пожара во Владивостоке, когда люди выбрасывались из горящих этажей и падали на бетон, разбивались на глазах пожарных, МЧСовцев и зевак... Наличие средств спасения из высотных зданий - это ответственность и руководителей города, и застройщиков. В России готовится выпуск технических регламентов пожарной безопасности высотных зданий, которые будут реальными и выполнимыми. Со вступлением в силу технического регламента с новыми требованиями к пожарной безопасности в высотках появится автоматическая система пожаротушения в каждой квартире, в лифтах и на лестничных площадках. Европейские нормы проектирования высотных зданий предусматривают, что высотные здания делятся на классы: при высоте здания до 200 м (III класс) предел огнестойкости установлен 2 часа, а свыше 200 м (IV класс) – 3 часа. При определении необходимых пределов огнестойкости в западных странах основная концепция состоит в том, что заданные пределы должны гарантированно обеспечивать безопасную эвакуацию людей из здания при пожаре. Но опять встает проклятый вопрос разработки эффективных способов эвакуации людей из горящих высоток. В перегруженном коммуникациями мегаполисе для большого числа намечаемых к строительству высотных зданий обустройство вертолетных площадок оказывается делом отдаленного будущего. К тому же, что обычно происходит с пожарными выходами на крышу? Правильно, хозяева зданий заваривают их стальными решетками, чтобы никому не повадно было гулять по крышам и чердакам. Проект каждого высотного здания проходит государственную вневедомственную экспертизу. Однако в Новосибирске до сих пор проектируются и начинают строиться высотные здания, для которых не предусмотрены надежные средства спасения людей с высоты более 50 метров, куда не дотягиваются самые длинные в городе подъемники. Современные небоскребы – это места сосредоточения людей, естественные мишени для террористов, которые прекрасно знают, что при наличии в высотных зданиях значительного количества людей существуют ограниченные возможности их эвакуации и спасения при чрезвычайных ситуациях (пожарах, взрывах). Основные причины трагических последствий при пожарах в высотных зданиях - блокирование путей эвакуации продуктами горения и огнем. Людей, оказавшихся заложниками огненной стихии, обычно могут спасти только подъемники и лестницы, достающие до верхних этажей, или вертолеты, если людям есть возможность выбраться на крышу. Для высотных зданий характерны быстрое развитие пожара по вертикали и интенсивное задымление верхних этажей, большая сложность обеспечения эвакуации и спасательных работ. При пожаре возможен выход из строя лифтового оборудования и систем противопожарной защиты. На верхних этажах большую сложность представляет разведка пожара, спасение людей и подача средств тушения. При этом, например, в Москве существует единственный в стране подъемник высотой более 90 метров. В других мегаполисах такого оборудования нет. Не случайно самарский губернатор Константин Титов отметил, что сегодня, к сожалению, пожарные региона не обладают необходимой техникой для спасения людей во время пожаров в высотных зданиях. В связи с этим Титов выступил с рекомендацией впредь воздержаться от проектирования высотных зданий. Московские пожарные уже обращались к мэрии с инициативой создания в столице специальных площадок для пожарной техники перед каждым жилым домом. Это связано с тем, что одной из причин, способствующей гибели людей, явилась невозможность своевременного проведения подразделениями ГПС работ по спасению с применением пожарных автолестниц и коленчатых подъемников из-за загроможденности проездов (подъездов) к зданиям личным автотранспортом. Требовалось определенное время на буксировку автотранспорта и устранение препятствий для проведения спасательных работ – время, за которое и произошла основная гибель людей (на примере пожара во Владивостоке). На сегодняшний день и в Новосибирске имеет место проблема неорганизованных парковок автотранспорта вдоль фасадных частей высотных объектов с массовым пребыванием людей, требующих в случае необходимости спасения людей с применением пожарных автолестниц и коленчатых подъемников. Требования действующих норм пожарной безопасности в части содержания и устройства подъездов (проездов) к зданиям определяются строительными нормами и правилами – «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» (Приложение 1. Противопожарные требования. П. 2) СНиП 2.07.01-89 требует необходимость обеспечения проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям для доступа пожарных с автолестниц подъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей и 8-10 м – для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодных для проезда пожарных машин. Согласно Правилам пожарной безопасности «ППБ 01-03 п.23», указанные проезды и подъезды к зданиям, сооружениям должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам ответственные лица должны немедленно сообщать в пожарную охрану. Опыт Москвы и Санкт-Петербурга В Новосибирске пока не разработаны территориальные строительные нормы, регламентирующие проектирование и строительство высотных зданий с учетом приоритетного обеспечения безопасности людей. Отсутствуют пока и общефедеральные СНиПы на высотное строительство. Заметим, однако, что федеральное законодательство устанавливает приоритет обеспечения безопасности жизни и здоровья людей по отношению к интересам собственников здания, по отношению к экономическим интересам застройщиков и заказчиков, и тем более - по отношению к целесообразности тех или иных архитектурных решений. Впереди всей страны, что вполне объяснимо, в выработке норм оказались Москва и Санкт-Петербург, где ведется самое интенсивное высотное строительство. По заказу Москомархитектуры ОАО «ЦНИИЭП жилища» еще в 2002 г. совместно с рядом ведущих строительных организаций были разработаны «Общие положения к техническим требованиям по проектированию жилых зданий высотой более 75 м», используемые в виде практического руководства для составления технических условий для проектирования и строительства в Москве зданий высотой до 150 м. В Москве в 2005 году введены в действие временные Московские городские строительные нормы «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ И КОМПЛЕКСЫ» МГСН 4.19-05, разработка которых была обусловлена интенсивным развитием высотного строительства в соответствии с городской программой «Новое кольцо Москвы» и отсутствием нормативной базы для этого вида строительства. Противопожарные требования МГСН 4.19-05 являются обязательными для разработки технических условий на проектирование противопожарной защиты многофункциональных высотных зданий и комплексов в Москве, имеющих высоту более 50 м, а при наличии жилой части - высотой более 75 м. Здания высотой до 100 м могут проектироваться при условии их размещения на расстоянии до 2 км, а здания высотой свыше 100 м - на расстоянии не более 1 км от пожарного депо, оснащенного автонасосом высокого давления, а также пожарной автолестницей или коленчатым подъемником высотой не менее 50 м. Наземные вертолетные площадки для доставки спасаемых людей должны находиться на расстоянии, как правило, не более 500 м от здания. При несоблюдении этих расстояний, а также при высоте здания более 100 м в составе проектируемого комплекса необходимо предусматривать пожарное депо или пожарный пост с организацией пожарной охраны. Для обеспечения спасательных работ нормами МГСН 4.19-05 предусмотрено: - устройство лифтов для транспортирования пожарных подразделений; - устройство наземных вертолетных площадок; - устройство площадок для вертолетов и спасательных кабин на покрытии здания; - устройство пожаробезопасных зон; - оснащение зданий индивидуальными и коллективными средствами спасения; - устройство объектовых пунктов пожаротушения. Объемно-планировочные решения регламентированы таким образом, что высотные здания разделяются на пожарные отсеки с учетом функциональной пожарной опасности помещений. Деление по горизонтали осуществляется противопожарными стенами, по вертикали - противопожарными перекрытиями или техническими этажами. Градостроительные требования МГСН 4.19-05 отличаются столичной спецификой. При размещении высотных зданий в непосредственной близости от критически важных объектов необходимо предусматривать дополнительные мероприятия, исключающие распространение пожара на данные объекты. При этом необходимо учитывать возможность обрушения высотного здания при пожаре. Предусматривается и автоматическая система пожарной сигнализации нового типа (АПС), элементы должны обеспечивать автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающую их исправность. Высотные здания должны быть оснащены АПС на основе адресных и адресно-аналоговых технических средств. Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должна выдавать звуковой и световой сигналы и указание о свободном пути эвакуации в каждую квартиру, офис, гостиничный номер (в квартиры и гостиничные номера в ночное время звуковой сигнал должен быть аналогичен сигналу будильника), а также обеспечивать двухстороннюю связь квартир, гостиничных номеров и офисов с постом-диспетчерской. В Санкт-Петербурге в 2006 году введены в действие территориальные строительные нормы ТСН 31-332-2006 «ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ», разработанные с использованием нормативных документов г. Москвы, с учетом отечественного и зарубежного опыта высотного строительства. Еще на предпроектной стадии проектирования обеспечению безопасности уделяется большое внимание - необходимо выполнить геотехническое обоснование строительства, состоящее из комплекса расчетов, выбора типа фундаментов и технологии их устройства, прогноза влияния строительства на геологическую среду и окружающую застройку. Строительство высотных зданий в районах с большой толщей слабых грунтов (более 50 м) не рекомендуется. Высотные здания характеризуются увеличением нагрузок на фундаменты: для сплошных плит на естественном основании от 40 до 70 т/кв. м, для свайных фундаментов от 150 до 500 т и более на сваю. При проектировании фундаментов со значительными сосредоточенными нагрузками от 800 до 1200 т и более следует применять наряду с забивными сваями глубокие опоры из буронабивных свай диаметром от 0,5 до 1,2 м и более. Все сваи должны быть объединены единым плитным или балочным ростверком. Для обеспечения проезда пожарных машин по периметру высотных зданий и обеспечения доступа пожарных в каждую квартиру или общественное помещение нижнего пожарного отсека необходимо предусматривать круговые проезды с твердым покрытием шириной не менее 6 м. Расстояние от наружных стен высотной части здания до внутреннего края проездов должно составлять 8-10 м. Конструкцию дорожного полотна пожарного проезда следует проектировать на расчетную нагрузку от автолестницы или автоподъемника нагрузкой не менее 16 т на ось. Для высотных зданий и их комплексов следует, как правило, предусматривать сквозные проезды, расположенные на расстоянии не более 100 м друг от друга. Расстояние от высотных зданий до ближайшего пожарного депо должно быть не более 2 км, при этом пожарное депо должно иметь на вооружении автолестницы, автоподъемники, обеспечивающие доступ пожарных в нижний надземный пожарный отсек. Высота по вертикали каждого надземного пожарного отсека между противопожарными перекрытиями должна быть не более 50 м (с учетом верхнего технического этажа для нижнего и среднего отсеков). Подземные этажи следует объединять в самостоятельный вертикальный пожарный отсек, отделяя от надземной части противопожарным перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 180 (приложение Л) и классом пожарной опасности КО. При размещении автостоянок для легкового автотранспорта в подземном пожарном отсеке его высота должна быть не более 3 этажей, а площадь этажа между противопожарными стенами не должна превышать 3000 кв. м. Для эвакуации людей из высотных зданий следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки в соответствии с типами, регламентируемыми СНиПом 21-01. В жилых секциях расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных квартир до дверей тамбура перед наружной воздушной зоной лестничных клеток Н1 не должно превышать: для квартир нижнего пожарного отсека - 25 м; для квартир среднего и верхнего пожарных отсеков - 12 м. На каждом этаже (в жилых зданиях - на каждом этаже каждой секции здания) среднего и верхнего надземных вертикальных пожарных отсеков следует предусматривать помещение безопасности, площадь которого определяется исходя из размещения в нем 100% расчетного количества людей на этаже (этаже секции) и удельной площади 1,0 кв. м/чел. Рельеф кровли должен обеспечивать возможность подлета и беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением, а саму кровлю высотных зданий следует выполнять из негорючих материалов. Еще на проектной стадии должна быть заложена возможность крепления на крыше систем группового спасения типа «карусель» для спуска людей с кровли и этажей непосредственно до уровня земли. Для этой цели по периметру кровли рекомендуется устройство сплошного монорельса (силовой штанги, силовой трубы и т.д.) с несущей способностью не менее 1500 кг·с. Автоматической спринклерной системой водяного пожаротушения (выполненной раздельно по вертикальным пожарным отсекам) оборудуются все помещения общественных зданий, все встроенные и встроенно-пристроенные нежилые помещения в жилых зданиях, прихожие квартир в нижнем надземном пожарном отсеке с установкой оросителей над входными дверями (не менее двух на дверной проем), все помещения квартир надземной части в среднем и верхнем пожарных отсеках, за исключением санузлов, мусоросборные камеры и стволы мусоропроводов. Для комплексного обеспечения безопасности должны предусматриваться совместно функционирующие системы безопасности: мониторинга инженерных систем и несущих конструкций здания; противопожарной защиты; контроля и управления доступом; управления эвакуацией людей при чрезвычайных ситуациях; охранной и тревожной сигнализации; охранного телевидения. Источник: Журнал «Оборудование Разработки Технологии», № 3(3), 2007 | |
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 0.0/0 |
Категории раздела | |||
|
Статистика |
Поиск |
Форма входа |