Главная » Статьи » Другие разработки в сфере спасения

Высотные здания. Приоритет – безопасность людей

Высотные здания. Приоритет – безопасность людей

Обычные пожарные автолестницы выдвигаются всего на 30 метров и достают до 9 этажа. Это историческая данность, оставшаяся с тех времен, когда основной объем строительства приходился на 9-этажные здания. Сегодня же необходимо приобретение новой техники с длиной лестниц более 50 метров. Такой подъемник на 50 метров есть в пожарной части Центрального района, но добраться до правобережных окраин по забитым новосибирским улицам он сможет в случае пожара нескоро… К тому же он сможет достать только до 16-17 этажей. Значит, высотные здания в районах, расположенных на значительном расстоянии от площади Ленина, строить проблематично. Еще один 50-метровый подъемник, по некоторым данным, находится в пожарной части Ленинского района, в левобережной части города. Для надежного прикрытия всего города при дальнейшем развитии высотного строительства требуется еще как минимум два высотных подъемника.

В Новосибирске в 2005 году был только один пожарный подъемник, рассчитанный максимум на 50 метров, т.е. на 17-й этаж. В 2006 году в Новосибирске из спецтехники в пожарных частях в ежесуточном режиме на дежурстве стояли два высотных коленчатых подъемника, восемь автолестниц, обеспечивающих доступ пожарных на высоту 30 метров, и одна на 50 метров. По данным Главного управления МЧС России по Новосибирской области, в Новосибирске тоже есть так называемые пожароопасные здания, где может повториться владивостокская трагедия, но их сравнительно немного - меньше десяти. В 1998 году первый высотный подъемник прибыл в Новосибирск из Торжка во время автопробега, посвященного 80-летию пожарной охраны. С приобретением такого подъемника стало возможным тушить пожары на 17—18 этажах. Но не выше. Что же Москва, которая задает стандарты для всей России? В Москве самые большие объемы высотного строительства, поэтому мэрия столицы вынуждена уделять внимание проблеме спасения людей из высотных зданий. В 2006 году к московским пожарным должен был поступить подъемник высотой 101 метр. У московских пожарных уже имеются 70 подъемных механизмов, рассчитанных на работу в высотных зданиях, в том числе подъемник высотой 90 метров (около 30 этажей). В целом по России обеспеченность пожарных подъемниками свыше 50 метров составляет, по признанию специалистов управления пожаротушения МЧС, всего 22%.

Между тем высотных зданий в регионе проектируется все больше. Город растет вверх. Земля в Новосибирске дорожает, и застройщики в настоящее время закладывают еще несколько домов выше 17 этажей. СНиПы устанавливают пока непреодолимое для строителей ограничение — строительство возможно с только учетом технической оснащенности пожарной охраны средствами спасения людей из высоток. У многих на памяти ужас пожара во Владивостоке, когда люди выбрасывались из горящих этажей и падали на бетон, разбивались на глазах пожарных, МЧСовцев и зевак... Наличие средств спасения из высотных зданий - это ответственность и руководителей города, и застройщиков.

В России готовится выпуск технических регламентов пожарной безопасности высотных зданий, которые будут реальными и выполнимыми. Со вступлением в силу технического регламента с новыми требованиями к пожарной безопасности в высотках появится автоматическая система пожаротушения в каждой квартире, в лифтах и на лестничных площадках. Европейские нормы проектирования высотных зданий предусматривают, что высотные здания делятся на классы: при высоте здания до 200 м (III класс) предел огнестойкости установлен 2 часа, а свыше 200 м (IV класс) – 3 часа. При определении необходимых пределов огнестойкости в западных странах основная концепция состоит в том, что заданные пределы должны гарантированно обеспечивать безопасную эвакуацию людей из здания при пожаре. Но опять встает проклятый вопрос разработки эффективных способов эвакуации людей из горящих высоток. В перегруженном коммуникациями мегаполисе для большого числа намечаемых к строительству высотных зданий обустройство вертолетных площадок оказывается делом отдаленного будущего. К тому же, что обычно происходит с пожарными выходами на крышу? Правильно, хозяева зданий заваривают их стальными решетками, чтобы никому не повадно было гулять по крышам и чердакам.

Проект каждого высотного здания проходит государственную вневедомственную экспертизу. Однако в Новосибирске до сих пор проектируются и начинают строиться высотные здания, для которых не предусмотрены надежные средства спасения людей с высоты более 50 метров, куда не дотягиваются самые длинные в городе подъемники. Современные небоскребы – это места сосредоточения людей, естественные мишени для террористов, которые прекрасно знают, что при наличии в высотных зданиях значительного количества людей существуют ограниченные возможности их эвакуации и спасения при чрезвычайных ситуациях (пожарах, взрывах).

Основные причины трагических последствий при пожарах в высотных зданиях - блокирование путей эвакуации продуктами горения и огнем. Людей, оказавшихся заложниками огненной стихии, обычно могут спасти только подъемники и лестницы, достающие до верхних этажей, или вертолеты, если людям есть возможность выбраться на крышу. Для высотных зданий характерны быстрое развитие пожара по вертикали и интенсивное задымление верхних этажей, большая сложность обеспечения эвакуации и спасательных работ. При пожаре возможен выход из строя лифтового оборудования и систем противопожарной защиты. На верхних этажах большую сложность представляет разведка пожара, спасение людей и подача средств тушения. При этом, например, в Москве существует единственный в стране подъемник высотой более 90 метров. В других мегаполисах такого оборудования нет. Не случайно самарский губернатор Константин Титов отметил, что сегодня, к сожалению, пожарные региона не обладают необходимой техникой для спасения людей во время пожаров в высотных зданиях. В связи с этим Титов выступил с рекомендацией впредь воздержаться от проектирования высотных зданий.

Московские пожарные уже обращались к мэрии с инициативой создания в столице специальных площадок для пожарной техники перед каждым жилым домом. Это связано с тем, что одной из причин, способствующей гибели людей, явилась невозможность своевременного проведения подразделениями ГПС работ по спасению с применением пожарных автолестниц и коленчатых подъемников из-за загроможденности проездов (подъездов) к зданиям личным автотранспортом. Требовалось определенное время на буксировку автотранспорта и устранение препятствий для проведения спасательных работ – время, за которое и произошла основная гибель людей (на примере пожара во Владивостоке). На сегодняшний день и в Новосибирске имеет место проблема неорганизованных парковок автотранспорта вдоль фасадных частей высотных объектов с массовым пребыванием людей, требующих в случае необходимости спасения людей с применением пожарных автолестниц и коленчатых подъемников.

Требования действующих норм пожарной безопасности в части содержания и устройства подъездов (проездов) к зданиям определяются строительными нормами и правилами – «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» (Приложение 1. Противопожарные требования. П. 2) СНиП 2.07.01-89 требует необходимость обеспечения проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям для доступа пожарных с автолестниц подъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей и 8-10 м – для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодных для проезда пожарных машин. Согласно Правилам пожарной безопасности «ППБ 01-03 п.23», указанные проезды и подъезды к зданиям, сооружениям должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам ответственные лица должны немедленно сообщать в пожарную охрану.

Опыт Москвы и Санкт-Петербурга

В Новосибирске пока не разработаны территориальные строительные нормы, регламентирующие проектирование и строительство высотных зданий с учетом приоритетного обеспечения безопасности людей. Отсутствуют пока и общефедеральные СНиПы на высотное строительство. Заметим, однако, что федеральное законодательство устанавливает приоритет обеспечения безопасности жизни и здоровья людей по отношению к интересам собственников здания, по отношению к экономическим интересам застройщиков и заказчиков, и тем более - по отношению к целесообразности тех или иных архитектурных решений. Впереди всей страны, что вполне объяснимо, в выработке норм оказались Москва и Санкт-Петербург, где ведется самое интенсивное высотное строительство. По заказу Москомархитектуры ОАО «ЦНИИЭП жилища» еще в 2002 г. совместно с рядом ведущих строительных организаций были разработаны «Общие положения к техническим требованиям по проектированию жилых зданий высотой более 75 м», используемые в виде практического руководства для составления технических условий для проектирования и строительства в Москве зданий высотой до 150 м.

В Москве в 2005 году введены в действие временные Московские городские строительные нормы «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ И КОМПЛЕКСЫ» МГСН 4.19-05, разработка которых была обусловлена интенсивным развитием высотного строительства в соответствии с городской программой «Новое кольцо Москвы» и отсутствием нормативной базы для этого вида строительства. Противопожарные требования МГСН 4.19-05 являются обязательными для разработки технических условий на проектирование противопожарной защиты многофункциональных высотных зданий и комплексов в Москве, имеющих высоту более 50 м, а при наличии жилой части - высотой более 75 м. Здания высотой до 100 м могут проектироваться при условии их размещения на расстоянии до 2 км, а здания высотой свыше 100 м - на расстоянии не более 1 км от пожарного депо, оснащенного автонасосом высокого давления, а также пожарной автолестницей или коленчатым подъемником высотой не менее 50 м. Наземные вертолетные площадки для доставки спасаемых людей должны находиться на расстоянии, как правило, не более 500 м от здания. При несоблюдении этих расстояний, а также при высоте здания более 100 м в составе проектируемого комплекса необходимо предусматривать пожарное депо или пожарный пост с организацией пожарной охраны. Для обеспечения спасательных работ нормами МГСН 4.19-05 предусмотрено:

    - устройство лифтов для транспортирования пожарных подразделений;

    - устройство наземных вертолетных площадок;

    - устройство площадок для вертолетов и спасательных кабин на покрытии здания;

    - устройство пожаробезопасных зон;

    - оснащение зданий индивидуальными и коллективными средствами спасения;

    - устройство объектовых пунктов пожаротушения.

Объемно-планировочные решения регламентированы таким образом, что высотные здания разделяются на пожарные отсеки с учетом функциональной пожарной опасности помещений. Деление по горизонтали осуществляется противопожарными стенами, по вертикали - противопожарными перекрытиями или техническими этажами. Градостроительные требования МГСН 4.19-05 отличаются столичной спецификой. При размещении высотных зданий в непосредственной близости от критически важных объектов необходимо предусматривать дополнительные мероприятия, исключающие распространение пожара на данные объекты. При этом необходимо учитывать возможность обрушения высотного здания при пожаре. Предусматривается и автоматическая система пожарной сигнализации нового типа (АПС), элементы должны обеспечивать автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающую их исправность. Высотные здания должны быть оснащены АПС на основе адресных и адресно-аналоговых технических средств. Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должна выдавать звуковой и световой сигналы и указание о свободном пути эвакуации в каждую квартиру, офис, гостиничный номер (в квартиры и гостиничные номера в ночное время звуковой сигнал должен быть аналогичен сигналу будильника), а также обеспечивать двухстороннюю связь квартир, гостиничных номеров и офисов с постом-диспетчерской.

В Санкт-Петербурге в 2006 году введены в действие территориальные строительные нормы ТСН 31-332-2006 «ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ», разработанные с использованием нормативных документов г. Москвы, с учетом отечественного и зарубежного опыта высотного строительства. Еще на предпроектной стадии проектирования обеспечению безопасности уделяется большое внимание - необходимо выполнить геотехническое обоснование строительства, состоящее из комплекса расчетов, выбора типа фундаментов и технологии их устройства, прогноза влияния строительства на геологическую среду и окружающую застройку. Строительство высотных зданий в районах с большой толщей слабых грунтов (более 50 м) не рекомендуется. Высотные здания характеризуются увеличением нагрузок на фундаменты: для сплошных плит на естественном основании от 40 до 70 т/кв. м, для свайных фундаментов от 150 до 500 т и более на сваю. При проектировании фундаментов со значительными сосредоточенными нагрузками от 800 до 1200 т и более следует применять наряду с забивными сваями глубокие опоры из буронабивных свай диаметром от 0,5 до 1,2 м и более. Все сваи должны быть объединены единым плитным или балочным ростверком.

Для обеспечения проезда пожарных машин по периметру высотных зданий и обеспечения доступа пожарных в каждую квартиру или общественное помещение нижнего пожарного отсека необходимо предусматривать круговые проезды с твердым покрытием шириной не менее 6 м. Расстояние от наружных стен высотной части здания до внутреннего края проездов должно составлять 8-10 м. Конструкцию дорожного полотна пожарного проезда следует проектировать на расчетную нагрузку от автолестницы или автоподъемника нагрузкой не менее 16 т на ось. Для высотных зданий и их комплексов следует, как правило, предусматривать сквозные проезды, расположенные на расстоянии не более 100 м друг от друга. Расстояние от высотных зданий до ближайшего пожарного депо должно быть не более 2 км, при этом пожарное депо должно иметь на вооружении автолестницы, автоподъемники, обеспечивающие доступ пожарных в нижний надземный пожарный отсек. Высота по вертикали каждого надземного пожарного отсека между противопожарными перекрытиями должна быть не более 50 м (с учетом верхнего технического этажа для нижнего и среднего отсеков). Подземные этажи следует объединять в самостоятельный вертикальный пожарный отсек, отделяя от надземной части противопожарным перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 180 (приложение Л) и классом пожарной опасности КО. При размещении автостоянок для легкового автотранспорта в подземном пожарном отсеке его высота должна быть не более 3 этажей, а площадь этажа между противопожарными стенами не должна превышать 3000 кв. м.

Для эвакуации людей из высотных зданий следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки в соответствии с типами, регламентируемыми СНиПом 21-01. В жилых секциях расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных квартир до дверей тамбура перед наружной воздушной зоной лестничных клеток Н1 не должно превышать: для квартир нижнего пожарного отсека - 25 м; для квартир среднего и верхнего пожарных отсеков - 12 м. На каждом этаже (в жилых зданиях - на каждом этаже каждой секции здания) среднего и верхнего надземных вертикальных пожарных отсеков следует предусматривать помещение безопасности, площадь которого определяется исходя из размещения в нем 100% расчетного количества людей на этаже (этаже секции) и удельной площади 1,0 кв. м/чел. Рельеф кровли должен обеспечивать возможность подлета и беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением, а саму кровлю высотных зданий следует выполнять из негорючих материалов.

Еще на проектной стадии должна быть заложена возможность крепления на крыше систем группового спасения типа «карусель» для спуска людей с кровли и этажей непосредственно до уровня земли. Для этой цели по периметру кровли рекомендуется устройство сплошного монорельса (силовой штанги, силовой трубы и т.д.) с несущей способностью не менее 1500 кг·с. Автоматической спринклерной системой водяного пожаротушения (выполненной раздельно по вертикальным пожарным отсекам) оборудуются все помещения общественных зданий, все встроенные и встроенно-пристроенные нежилые помещения в жилых зданиях, прихожие квартир в нижнем надземном пожарном отсеке с установкой оросителей над входными дверями (не менее двух на дверной проем), все помещения квартир надземной части в среднем и верхнем пожарных отсеках, за исключением санузлов, мусоросборные камеры и стволы мусоропроводов.

Для комплексного обеспечения безопасности должны предусматриваться совместно функционирующие системы безопасности: мониторинга инженерных систем и несущих конструкций здания; противопожарной защиты; контроля и управления доступом; управления эвакуацией людей при чрезвычайных ситуациях; охранной и тревожной сигнализации; охранного телевидения.

Источник: Журнал «Оборудование Разработки Технологии», № 3(3), 2007
Категория: Другие разработки в сфере спасения | Добавил: imanalym (31.05.2012)
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024 |
 Аскольд, инженерный центр, средства спасения, эвакуатор, эвакуаторы, коллективная эвакуация, лебедка, высотка, высотное здание, шанс спастись, МЧС, пожарники, пожарные, пожар, пожары, небоскребы, спуск, лебедки,  чрезвычайная ситуация, жизнь, здоровье, эвакуация, человек, люди, высотные работы, троллей, троллеи, канатный парк, активный отдых, троллейный спуск, строительство, архитектура, офисные центры, торговые центры, высота, опасность, проектирование, катаклизмы, аварии, проекты