Главная » Статьи » Другие разработки в сфере спасения

Способы и методы спасения людей при пожаре в высотных зданиях

Способы и методы спасения людей при пожаре в высотных зданиях

В.В. Пивоваров

Для организации и проведения аварийно-спасательных работ особую сложность представляют пожары в высотных зданиях с массовым пребыванием людей, в том числе многофункциональных зданиях и комплексах.

Большинство людей становятся жертвами дыма, который помешал найти выход, а затем погибают от отравления продуктами горения или задыхаются из-за недостатка кислорода до прибытия первых пожарных подразделений.

Необходимо признать, что средства спасения с высоты являются не только последней, а часто и единственной возможностью провести безопасную эвакуацию людей из зоны ЧС. Мобильные комплексы представляют набор специальных спасательных средств размещенных на шасси автомобиля и предназначаются для наведения коммуникационной связи с местами расположения людей, находящихся в горящих высотных зданиях, проведения спасательных работ, доставки пожарных и средств пожаротушения к очагам огня.

Подъемно-спускное устройство фирмы «Валерфельд» является комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплекс представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Спасательная кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара. Практика показывает, что высота обслуживаемых объектов подобным спасательным комплексом достигает 12–150 м и ограничена несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Фасадные лифты являются автономными, монтируемыми на крышах высотных зданий. Фасадный лифт состоит из лебедочного узла со стрелкой, кабины, подвешенной на комнатах, и пультов управления, расположенных на лебедочном узле и в кабине. В России фасадные лифты не изготавливаются. Высотные здания оборудуются зарубежными изделиями.

Канатно-спускные устройства – самая многочисленная группа средств спасения, работающая на принципе рассеивания, преобразования, или рекуперации, энергии, накопленной массой груза, находящегося на высоте. В эту группу входит большое число устройств и приспособлений – от простейших тормозных шайб до сложных механизмовавтоматов, скорость спуска регулируется от 1 до 8 м/с, возможен спуск одновременно нескольких человек.

Спасательные устройства с автоматическим регулированием скорости спуска не требуют специальной подготовки спускающегося и могут с успехом применяться в качестве средства самостоятельного спасения людей с высоты. К их числу принадлежат комплект спасательного снаряжения на базе тормозного устройства «RG 2», производства «S.A.L. International GmbH» (Австрия), комплекс спасательных устройств «Двойной выход» (DoublExit), производство Израиль.

Элементы системы «Двойной выход» (DoublExit) заключены в короб, который монтируется внутри помещения в специальную дверь или на стену. При срабатывании датчиков дыма или газа модуль раскрывается. Закрепив на себе пояс, человек через окно или балкон спускается вниз со скоростью около 1 м/с. Если окна не открываются, жертва ЧС может воспользоваться специальным молотком, который способен пробить даже высокопрочное стекло. В комплект дополнительно входит дыхательная маска.

В России также разработан ряд оригинальных спасательных устройств подгруппы (а), работающих на высоте до 100 м. Например, разработанные ВНИИПО спасательные устройства УСП-3 и УСПИ-2. Не имеют мировых аналогов устройства серии УСПИ 4-50, УБДИ, УСИ 1-50, УСИ 1-30, в которых использован при- нцип вязкого трения в жидкостях. Данные устройства позволяют эвакуировать людей с безопасной скоростью с высоты до 50 м.

Спасательные устройства с ручным регулированием скорости спуска – это широкая гамма приспособлений начиная от простейших альпинистских тормозных шайб стоимостью в несколько долларов и кончая устройствами, оборудованными обгонными муфтами, полиспастами, специальными веревками, подвесками, кронштейнами и т. п. стоимостью в несколько сотен, а иногда и тысяч долларов.

Устройства с ручным регулированием скорости спуска конструктивно являются наиболее простыми. Принцип их работы заключается в торможении гибкого силового элемента (каната) за счет трения или заклинивания на поверхностях тормозного механизма. Высота спуска зависит от длины каната, масса спускаемого груза от 40 до 150 кг.

Более универсальным и надежными устройствами этого класса являются конструкции, в которых торможение осуществляется путем огибания синтетическим канатом неподвижных роликов или осей. Принцип торможения основан на заклинивании веревки при прохождении ее через разного рода препятствия. В настоящее время во ВНИИПО МЧС России налажен серийный выпуск тормозного устройства, которое входит в комплект спасательного снаряжения, предназначенного для оснащения подразделений пожарно-спасательной службы страны.

ВНИИПО МЧС России выпускается комплект спасательного снаряжения (КСС), предназначенный для спасания людей и самоспасания пожарных с высотных уровней при пожарах на объектах различного назначения, а также для решения оперативно-тактических задач при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийноспасательных работ.

Одно из основных достоинств данного изделия заключается в том, что для остановки на любой высоте достаточно отпустить тормозной рычаг. Руки при этом остаются свободными, что позволяет существенно упростить выполнение высотных работ, связанных со спасением людей и тушением пожаров. Снаряжение, входящее в комплектацию КСС, позволяет осуществлять спасание людей весом до 120 кг независимо от комплекции, возраста и физического состояния. Для работы с КСС не требуется никакого дополнительного оборудования. КСС обеспечивает возможность работы со штатным снаряжением пожарного.

Существует несколько десятков конструкций спасательных рукавов: эластичные, жесткие, сетчатые, секционные и т. д. Эластичные спасательные рукава выпускаются как специализированными фирмами, например «Ingstrom» (Финляндия), так и корпорациями, выпускающими широкий ассортимент оборудования, например «Otis» (Франция). В России спасательные устройства на базе эластичного рукава производит фирма «Барьер-С» (г. Москва). Технические характеристики российского и зарубежного оборудования идентичны.

Эластичный спасательный рукав – устройство, принцип работы которого основан на создании достаточной силы трения за счет сжатия рукавом движущегося в нем тела. Скорость спуска в рукаве может регулироваться непосредственно спасаемым за счет изменения положения частей тела, спасателями, находящимися на земле путем различных тактических действий с рукавом, а также за счет различного конструктивного исполнения самого рукава. Это коллективное средство спасения обеспечивает пропускную способность 25–35 челове в минуту и является эффективным и надежным средством спасения при большом скоплении людей. Высота спуска ограничивается лишь прочностью элементов крепления.

УСР может быть размещено как снаружи, так и внутри здания с входом с одного или нескольких уровней одновременно, может доставляться к месту непосредственно пожарными или размещаться на автолестницах или в люльках коленчатых подъемников.

Прыжковые спасательные устройства, к которым относятся пневматические спасательные маты, натяжные полотна и парашюты, предназначены для экстренной эвакуации, когда невозможно применение других видов спасательного оборудования. При проведении спасания прыжковыми средствами всегда существует элемент риска и вероятность серьезного травмирования. Это связано с преодолением человеком психологического барьера (страха высоты), необходимостью знать определенные приемы группировки в свободном полете и при приземлении, а кроме того, экстремальными перегрузками, обусловлен- ными быстрым торможением.

Пневматические спасательные маты представляют собой сложные многополостные оболочки, изготовленные из высокопрочных синтетических материалов. В рабочем состоянии в оболочках при помощи выносных вентиляторов постоянно поддерживается заданное давление воздуха, избыток которого автоматически сбрасывается системой клапанов. Пневматические маты позволяют спасать людей с высоты до 20 м. Интервал времени между прыжками составляет 8–12 с. В настоящее время в России ряд предприятий подготовили производство для серийного изготовления пневматических спасательных матов.

Пневматические спасательные маты условно можно разделить на две группы: бескаркасные маты и маты с надувными каркасами. Бескаркасный пневматический мат представляет собой сложную многополостную оболочку, изготовленную из высокопрочных синтетических материалов. В рабочем состоянии в оболочке при помощи выносных вентиляторов постоянно поддерживается заданное давление воздуха, избыток которого автоматически сбрасывается системой клапанов.

Пневматический мат с надувным каркасом представляет собой прочную оболочку из синтетического материала, имеющую надувной каркас. Наполнение каркаса воздухом осуществляется из баллона высокого давления непосредственно перед работой, в процессе проведения спасательной операции подкачки воздуха уже не требуется. В момент падения на мат человека воздух из оболочки сбрасывается через систему отверстий. Восстановление форм оболочки и заполнение ее воздухом осуществляется автоматически за счет упругости каркаса.

Актуальность применения спасательных трапов (желобов) обусловлена отсутствием достаточного количества коллективных средств спасения в арсенале пожарно-спасательных служб с высот до 30 м, особенно применительно для контингента лиц с ограниченной подвижностью.

Навесные лестницы за рубежом выпускаются в широком ассортименте и реализуются населению через торговую сеть. Предназначены они в основном для использования в частном жилом секторе. Следует учитывать, что воспользоваться этим средством сможет только волевой и физически здоровый человек. Навесная лестница – это средство самоспасания, эвакуировать с ее помощью пострадавшего непрофессионалу затруднительно. Оптимальная длин лестниц составляет от 6 до 30 м. В России лестницы выпускаются в тросовом, цепном, веревочном и других вариантах, по техническим характеристикам они не уступают зарубежным. Особое внимание следует уделять закреплению лестницы к силовым элементам здания.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 90 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей с кровель высотных зданий в основном благодаря тому, что большинство из подобных объектов имеют приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и другие вертолеты.

Специально оборудованные вертолеты оснащаются спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием.

Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки. Например, фирмой «МакДонэлл Дуглас» (США) разработана спасательная платформа данного типа, позволяющая эвакуировать до 16 человек одновременно.

В России для проведения спасательных работ на высотных зданиях используется специально оборудованный вертолет Ка-32А1, находящийся на вооружении пожарной охраны г. Москвы. В комплект спасательного снаряжения вертолета входят индивидуальные спасательные устройства и транспортно-спасательные кабины ТСК-1, ТСК-2 и ТСК-3.

Тем не менее отсутствие более эффективных средств, предназначенных для спасания людей из высотных зданий, обусловливает необходимость совершенствования материальной базы и способов спасания с помощью вертолетов. Следует отметить еще одно направление развития спасательного оборудования, сочетающее в себе несколько типов устройств, работающих по заранее установленному сценарию и максимально приспособленных к конкретному объекту.

Типичным представителем данного направления является модель «Одноразовый лифт», разработанный ЗАО «Форпост-Конверсия». «Одноразовый лифт» монтируется и компактно хранится в помещении, задекорированный в виде шкафа-купе либо пилястры, в объеме которой могут дополнительно размещаться как средства индивидуальной защиты от угарного газа, так и носимые сейфы для наиболее важных документов и других цен- ностей.

Эвакуация одного либо группы лиц из помещения многоэтажного здания посредством такого эвакуирующего устройства требует совершения несложных действий, посильных, в том числе физически ослабленным и перевозбужденным в этой стрессовой ситуации людям. Устройство легко переводится из состояния хранения в состояние, пригодное для посадки эвакуирующихся людей в раскрывающуюся в этом помещении кабину. После посадки всех людей в кабину управление производится из кабины, и с помощью специальной выдвижной стрелы производится спуск кабины с людьми на землю.

Длина и угол выхода телескопической стрелы могут устанавливаться различными, так что применение одного из устройств не препятствует эвакуации людей с использованием таких же устройств из иных помещений этого же здания. Допускается любая по времени последовательность монтажа «Одноразовых лифтов» в различных помещениях, расположенных на различных этажах конкретного здания, но при условии, что длины и направления выноса телескопических стрел всех устанавливаемых в этом здании эвакуирующих устройств согласованы между собой в рамках единого для данного здания комплекта (системы). Монтаж «Одноразового лифта» не изменяет фасада здания и может производиться как в уже эксплуатирующихся, так и в строящихся зданиях повышенной этажности. Проект пока концептуальный. Промышленного производства нет.


Категория: Другие разработки в сфере спасения | Добавил: imanalym (31.05.2012)
Просмотров: 5834 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024 |
 Аскольд, инженерный центр, средства спасения, эвакуатор, эвакуаторы, коллективная эвакуация, лебедка, высотка, высотное здание, шанс спастись, МЧС, пожарники, пожарные, пожар, пожары, небоскребы, спуск, лебедки,  чрезвычайная ситуация, жизнь, здоровье, эвакуация, человек, люди, высотные работы, троллей, троллеи, канатный парк, активный отдых, троллейный спуск, строительство, архитектура, офисные центры, торговые центры, высота, опасность, проектирование, катаклизмы, аварии, проекты